Превратите обучение в игру, и результаты не заставят себя ждать.
Логопед — специалист, который занимается устранением и коррекцией речевых нарушений. Также в его работу обязательно входит развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики. Обычно логопед ведет приём в кабинете, оборудованном дидактическими материалами, специальной мебелью и инструментами. Например, тренажёрами для развития речи, настольными играми, приспособлениями для артикуляционной гимнастики и так далее.
Однако специалисты также могут использовать и обычные предметы: ложки, зубочистки, зеркала или мячики для пинг-понга. Всё это позволяет проводить обучение в игровой форме. Также после диагностики речевых нарушений логопед может рекомендовать использовать такие предметы для развития речи в домашних условиях. Вот что пригодится для артикуляционной гимнастики — комплекса упражнений, который помогает сделать движения губ, языка, нижней челюсти и щёк более точными.
1. Чупа-чупс
Леденец на палочке — хороший рабочий инструмент, который позволяет вызвать речь у ребёнка. Ведь порой дети просто не понимают: чтобы говорить, нужно сначала открыть рот.
В таком случае логопед или кто-то из родителей просит дотянуться языком до леденца. Малыш не воспринимает его как что-то опасное и с удовольствием вступает в игру. В рот конфету брать не нужно: все упражнения выполняются с высунутым языком, который двигается за ней.
Делать их нужно каждый день по 2–3 минуты, сидя за столом перед зеркалом. Однако вначале можно обойтись и без зеркала, просто играя с ребёнком. Уже на второй неделе занятий ребёнок будет понимать, что и как делает, и начнёт получать удовольствие от «сладкой» гимнастики.
Вот как именно можно использовать чупа-чупс:
- Предложите дотянуться языком до леденца, который находится на уровне рта ребёнка.
- Перемещайте чупа-чупс вправо и влево на уровне рта ребёнка. При этом он должен тянуться за конфетой только языком, не поворачивая головы. Спустя несколько занятий можно перейти на артикуляционное упражнение «Тик-так» без сладостей. Чтобы выполнять его, нужно растянуть губы в улыбку, разомкнуть зубы, высунуть язык и двигать им вправо-влево.
- Чупа-чупс нужно перемещать вверх-вниз, а ребёнок при этом должен также поднимать и опускать язык, не двигая головой. Затем можно выполнять артикуляционное упражнение «Качели» без леденца. Для этого ребёнку необходимо улыбнуться и открыть рот, а затем поднять язык вверх, пытаясь достать до носа. Потом — наоборот, опустить язык, пытаясь достать им до подбородка.
2. Пипетка
Часто дети не могут произнести шипящие звуки: «ш», «ж», «щ» и «ч». Чтобы исправить это, нужно поработать с языком и губами. Ребёнку необходимо научиться контролировать и согласовывать их действия, что не всегда даётся просто.
Одним из инструментов здесь может стать обычная пипетка, наполненная соком или водой. Дети с удовольствием реагируют на необычные упражнения, где они выступают в роли изобретателей или искателей приключений. А пипетка с любимым напитком становится обязательным элементом игры.
Вот что нужно сделать:
- Перед началом упражнения приготовьте стакан с напитком, который любит ребёнок. Это может быть сок, чай или компот. Газированные напитки использовать не стоит.
- Наберите напиток из стакана сами или предложите ребёнку сделать это.
- Сначала вылейте жидкость на ладонь, сложенную ковшиком. Так вы покажете, как именно нужно ловить капельки.
- Расскажите, что капли можно ловить и языком. Для этого попросите ребёнка высунуть его и нанесите несколько капель на среднюю часть. Спустя несколько попыток малыш начнёт рефлекторно складывать язык «чашечкой», приподнимая его кончик вверх.
После двух недель регулярных занятий можно переходить к выполнению упражнения «Чашечка» без пипетки. Для этого предложите ребёнку широко открыть рот и улыбнуться, показав зубы. После малышу нужно высунуть язык, приподняв его боковые и передние края, чтобы образовалась «чашечка». В таком положении удерживать язык нужно 5–10 секунд, повторений должно быть не менее четырёх-пяти.
3. Варенье или сметана
В 5 лет у ребёнка уже можно диагностировать нарушения сонорных звуков — чаще всего возникают проблемы с «р» и «л». Также распространено горловое «р», которое иначе называется картавостью.
Чтобы произносить звук «р», ребёнок должен уметь рычать. Для этого нужно научиться вибрировать языком. Логопедическая работа по коррекции произношения обычно проходит в несколько этапов — от диагностики и теоретической подготовки родителей до введения звука в активную речь. В 5 лет весь процесс может занять 5–6 месяцев, если нет других нарушений (узкое нёбо или слабые мышцы языка).
В произнесении звука «р» важную роль играет положение и гибкость языка. Чтобы научиться контролировать его, можно использовать обычное варенье, джем или сметану. Вот что можно сделать с последней:
- Предложите ребёнку поиграть в котят, которые слизывают сметану, и нанесите на верхнюю губу малыша немного свежего продукта.
- Попросите ребёнка широко открыть рот и высунуть язык.
- Попросите малыша языком, сложенным в форме «чашечки», слизывать сметану с губы. При этом нужно двигать языком сначала в одну сторону, а затем в другую.
Важно, чтобы при выполнении упражнения язык двигался с напряжением. Задание нужно повторять три-пять раз. Уже через 3–4 дня ребёнок будет выполнять упражнение со сметаной правильно, напрягая язычок.
4. Трубочки, мыльные пузыри и свечи
При правильном речевом дыхании ребёнок может верно и чётко произносить отдельные звуки и слова, говорить выразительно, соблюдать необходимые паузы.
И в качестве простых дыхательных тренажёров тоже можно использовать бытовые вещи. Их могут взять на вооружение как родители, так и логопеды. Вот как использовать трубочку, мыльные пузыри и свечи:
- Налейте в прозрачный стакан немного воды или сока. Дайте ребёнку коктейльную трубочку и попросите дуть в неё, чтобы получились пузыри. Обычно дети втягивают жидкость, так как привыкли пить сок или компот через трубочку. Поэтому для начала стоит показать, что может быть и наоборот. Для этого можно сложить губы трубочкой и с силой втянуть воздух, а затем его выдуть. Наблюдая за вами, ребёнок быстро поймёт, что нужно делать.
- Купите в магазине мыльные пузыри, которые нужно надувать через небольшое округлое отверстие диаметром 0,5–1 см, и покажите, как это правильно делать. Если хотите натренировать более сильный выдох, учите ребёнка надувать большие пузыри.
- Поиграйте с малышом в день рождения члена семьи или любимой игрушки. Посадите плюшевого зайца или медведя за стол, поставьте перед ним торт со свечой. После поздравительной песни можете задуть свечу вместе с ребёнком — для начала будет достаточно одной. Раз в неделю-две добавляйте ещё по одной и продолжайте упражнение. Ставьте перед ребёнком цель задуть все свечи одновременно — так будет вырабатываться плавный выдох.
Достаточно выполнять упражнения на развитие речевого дыхания по 5 минут в день начиная с 2–2,5 года. Первые результаты можно заметить почти сразу, как только надуется первый мыльный пузырь или потухнет свечка. Значит, ребёнок делает всё правильно и со временем выдох будет становиться только сильнее.
Использование продуктов питания, бытовых предметов, игрушек или необычных инструментов даёт возможность снизить напряжение и превратить обучение в игру. Так ребёнок быстрее втягивается в процесс обучения и проще закрепляет полученные знания и навыки.
Узнайте больше 🤔 Как научить ребёнка читать: важные правила и эффективные методики Как научить ребёнка говорить Нескучные скороговорки для улучшения дикции Обложка: Ксения Пирон / Лайфхакер