21.11.2024

5 математических игр для детей, в которые можно играть где и когда угодно

Вам понадобятся только блокнот и ручка.

5 математических игр для детей, в которые можно играть где и когда угодно

1. Математические «Данетки»

В этой игре ведущему предстоит загадывать числа, фигуры или термины. Задача игроков при этом — задавать вопросы, на которые можно ответить только «Да» или «Нет», чтобы затем понять, что загадано. Например: а это число чётное? У этой фигуры есть углы? А этот термин из геометрии? Можно усложнить игру — задавать лишь ограниченное количество вопросов.

Благодаря «Данеткам» ребёнок сможет тренировать своё ассоциативное мышление, а также аналитические навыки, интуицию, находчивость, умение задавать точные вопросы и логически мыслить.

2. Быки‑коровы

Популярная и интересная математическая игра. Вы и ваш ребёнок загадываете четырёхзначные (или трёхзначные — зависит от уровня сложности) числа и записываете их на листке, не показывая друг другу. Цифры в их составе не должны повторяться. Затем вы по очереди называете свои числа.

Если они имеют общую цифру, стоящую на одном и том же месте, то такая ситуация называется быком. Например: задумано число 1 237, противник называет число 4 538. Цифра 3 и в первом числе, и во втором стоит на третьем месте. Значит, ответ — один бык (1Б).

Если задуманное и названное числа имеют одинаковые цифры, но те стоят на разных местах, то эта ситуация называется коровой (обозначается «К»). Например: задумано число 1 237, противник называет число 3 475. Цифры 3 и 7 совпадают, но стоят на других местах. Значит, ответ — две коровы (2К).

Услышав вопрос, ребёнку нужно внимательно сопоставить его число с задуманным и правильно назвать количество «быков» и «коров». Побеждает тот, кто отгадал число соперника быстрее. Чтобы было проще свериться, записывайте не только ответы соперника, но и свои — в отдельном столбике.

Игра полезна тем, что в процессе ребёнку необходимо быстро адаптироваться к новой информации и решать, какое следующее предположение сделать, на основе предыдущих ответов. Для победы ему придётся очень внимательно слушать соперников, оперативно анализировать и сравнивать их ответы. В результате, помимо логики, прокачаются быстрота реакции и коммуникативные способности.

3. Плюс один

В эту игру можно сыграть и с детьми постарше. Начинается всё просто: первый игрок называет любое число, например 7. Второй называет число на единицу больше — 8. Третий прибавляет к нему уже двойку — 9. Затем нужно прибавить тройку и так далее. Кто сбился или ошибся в подсчётах, тот и проиграл.

Ребёнку постоянно приходится анализировать, на сколько увеличивается следующее число и почему. И это позволяет развивать внимательность и логику.

4. Муха

Для этой игры необходимо нарисовать квадрат размером 3 × 3 клетки. В его центре ставится точка, которая называется дрессированной мухой. Вы озвучиваете для неё команды: «Вверх», «Вниз», «Вправо», «Влево», а она должна их выполнять.

Объясните правила и прикажите мухе, на сколько клеточек и в каком направлении ей переместиться. Задача ребёнка — представить эти передвижения. Когда муха выходит за пределы поля, он должен хлопнуть в ладоши — тогда он поймал её и победил. Если же ребёнок не хлопнул, то муха улетает и выигрываете вы.

После каждой партии меняйтесь ролями. Для усложнения игры можно сделать поле большего размера или вовсе перевести игру в трёхмерное измерение, например изобразив куб размером 3 × 3 × 3 клетки.

Для того чтобы удалось поймать муху, ребёнок должен заранее спланировать свои действия, следя за последовательностью команд и их результатами. Нужно вовремя предсказывать, куда муха переместится после каждой команды и какие будут возможные варианты действий в следующий ход.

Игра прокачивает память, внимательность и скорость мышления.

5. Чёрный ящик

Игра строится на загадывании функции. Например: x – 4. Ребёнок называет любое число — допустим, 8. Вы подставляете его вместо х (8 – 4 = 4) и называете ответ. Потом ребёнок говорит другое число, например 15. И вы озвучиваете, какой результат получается. В нашем случае это будет 15 – 4 = 11. Задача ребёнка — угадать, какое математические действие вы проводите с его числом. Потом можно поменяться ролями.

Можно загадывать самые разные функции, в зависимости от возраста ребёнка. Например: х × (х – 1). А если он уже окончил седьмой класс, то получится вместе с ним строить график, заодно изучая свойства графиков функции.

Благодаря этой игре развиваются и совершенствуются наблюдательность, логика и когнитивные способности в целом.

Обложка: Jack Frog / shutterstock