Ещё один шаг на пути к пониманию культуры древней Анатолии.
Исследователи разгадали тайну древнего памятника «Арслан Кая» («Львиная скала»), который уже 2 600 лет возвышается в центральной части Турции. Надпись на его основании, выполненная высокими узкими фригийскими буквами, долгие годы считалась полностью уничтоженной. Однако недавнее открытие пролило свет на её содержание: текст, предположительно, посвящён богине Матери, известной как Матар.
Монумент, украшенный резьбой в виде львов, сфинксов и фигур богинь, сильно пострадал от времени и вмешательства людей. С течением веков эрозия разрушила его песчаниковую основу, а кладоискатели, используя динамит, уничтожили декоративные элементы. Археологи давно отчаялись восстановить текст. Первый исследователь памятника, Уильям Рамзи, ещё в 1884 году назвал надпись «безнадёжно уничтоженной».
Тем не менее профессор Марк Манн из Пенсильванского университета недавно сумел сделать снимки памятника в удачное время суток, благодаря чему проявились ранее неразличимые следы текста. Сравнив эти изображения с архивными, он смог расшифровать содержимое надписи.
Манн считает, что текст содержит надпись «Матаран» — это форма имени или титул богини Матери, упомянутый в винительном падеже. Вероятно, имя относилось к изображению богини, которое некогда находилось в нише под надписью. Такой вывод делает «Арслан Кая» уникальным среди фригийских памятников, так как обычно подобные монументы не имели высеченных изображений богини — в них могли размещаться только переносные статуи.
Манн предполагает, что надпись была частью более длинного текста, где упоминались создатель монумента и эпитет богини. Подобная структура встречается на других памятниках Фригии, например, на монументе Ареястис, расположенном в 40 километрах от «Арслан Кая».
Фригийский язык остаётся малоизученным, и каждая новая находка помогает учёным глубже понять культуру и мифологию древней Анатолии. Исследования подобных надписей позволяют восстановить связь с давно ушедшими цивилизациями и раскрывают их религиозные и культурные особенности.
Обложка: Ingeborg Simon / Wikimedia Commons